Спортивные танцы - Современные бальные танцы

Первое упоминание танцев на две пары относится к XV веку. Вскоре после 1900 в связи с серьезными мировыми потрясениями исчез феномен бала в его прежнем значении. Однако начинают активно формироваться новые массовые танцы. Исторические бальные танцы сменяют современные. Европа в то время была поглощена военными событиями, поэтому не удивительно, что законодателями мод в этот период становятся страны Северной и Южной Америки. Появились танцы: ту-степ, уан-степ, блюз, фокстрот, квикстеп, чарльстон и другие. Затем бостон, танго, а после I-ой мировой войны - румба, самба. Основной особенностью современного бального танца становится импровизация.

В свою очередь, американская музыкальная и танцевальная культура складывались под воздействием фактора многонациональности. Поэтому не удивительно, что в танцах появляются шотландские, ирландские и прочие мотивы. Но самое мощное влияние на формирование танцевальной культуры нач. XX в. оказали латиноамериканские и африканские мотивы, что как раз и объясняется той ролью, которую играют представители этих национальностей в североамериканской культуре.

В самом начале XX в. в танцевальных залах появляются терки-трот, ту-степ, бостон и шоттиш («шотландский танец»). В 1912-1914 Вернон и Ирен Кастл переработали эти танцы, придав им большую утонченность, в свой собственный кастл-уок, за которым последовали кастл-полька и вальс с задержкой (hesitation waltz). В 1910 из Аргентины приходит танго, и его исполнение дуэтом Кастл обеспечивает танцу грандиозную популярность. Эта пара создала также ранний фокстрот, в основе своей простой ту-степ («в два шага»), хотя существует и более быстрый его вариант «в один шаг» (уан-степ). В середине 1920-х годов после пасодобля, пибоди и уан-степа стиль джаза «диксиленд» помог выйти на первое место чарльстону. Однако, к концу десятилетия чарлстон, как и блэк-боттом, надоел публике, и в 1930 новую сенсацию произвела кубинская румба, а затем конга (танец по принципу «повторяй за лидером»). Конгу, в свою очередь, вытеснила самба и снова чарльстон в 1940-х годах. Тем временем, из Англии пришел ламбет-уок, исполняемый в небрежно-изящной, чуть напыщенной манере, а импровизации свинга породили джиттербаг. Танец биг-эппл (буквально «большое яблоко» - одно из названий Нью-Йорка), популярный в 1930-х годах, был соединением таких па джиттербага, как «шэг» (shag - «лохматый» или «неряшливый»), «тракинг» (truck - тащиться), «пекинг» (peck - клевать), и «Сьюзи-Кью». За этим танцем впоследствии последовал другой, под названием «пилинг зе пич» (peeling the peach - «снимая кожицу с персика»). Многие из этих форм затем объединились в «линди», танце, популярном в период Второй мировой войны.

К концу войны из Латинской Америки пришла мамба. Постоянно рос интерес к таким танцам, как калипсо и рок-н-ролл. Конец 1950-х и начало 1960-х годов были временем ча-ча-ча, пока в моду не вошел твист. Танцы 1960-х годов представляли собой сольные танцы, в которых партнеры танцуют на некотором расстоянии, не касаясь друг друга, причем движения, рисунок и ритм у каждого может быть свой.

В 1920-е годы в Англии при Императорским обществе учителей танцев возник специальный Совет по бальным танцам. Английские специалисты стандартизировали все известные к тому времени танцы — медленный и венский вальсы, быстрый и медленный фокстроты, танго. Так возникли конкурсные танцы, и с тех пор современный бальный танец разделился на два направления — спортивный и soсial dance. В 1930—1950-е годы число стандартных бальных танцев увеличилось за счет того, что к ним добавилось пять латиноамериканских танцев (в таком порядке: румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча).

Сейчас по спортивным танцам проводятся соревнования. Сформировалось три программы: европейская, латиноамериканская и, так называемая, «десятка», куда входят все десять танцев. Любительские чемпионаты мира проводятся под эгидой организации IDSF, а профессиональные — под покровительством английских танцевальных организаций. Наиболее престижными в мире продолжают оставаться английские конкурсы, в частности, UK Open.

В Соединенных Штатах Америки сохраняется своеобразный национальный вариант как некоторых бальных танцев, так и проведения соревнований по ним. —«American Rhythm»

Все бальные танцы являютсяпарными. Пару составляют кавалер и дама, танцующие с соблюдением точек контакта. В Европейской программе этот контакт более плотный. Он сохраняется в течение всего танца. В Латиноамериканской программе контакт более свободный, чаще всего осуществляется за счет соединенных рук и иногда может как вообще теряться, так и усиливаться за счет натяжения при исполнении фигур.

Поскольку исполнение бальных танцев требует определенных навыков и тренированности, их популярность в обществе снизилась с течением времени. Появление твиста в 1960-х годах ознаменовало конец парных танцев. Такие танцы, как вальс, танго, фокстрот и т. д. фактически перестали служить для массового развлечения. В истории бального танца открылась новая страница. Фактически произошло разделения бала как культурно-исторического явления и собственно танцев.

Таким образом, наследниками традиционных балов явились организованные танцевальные вечера (или вечера, заканчивающиеся танцами), которые сохранили элементы традиционного бала: подготовку, оформление зала, принцип приглашения участников, парадные наряды, относительную традиционность подбора танцев, элементы театрализации и «живых картин», игры и т.п. Главные отличия от классического бала – отсутствие сословности  и нетребовательность к танцевальной подготовке участников. Приведём классификацию современных танцевальных вечеров:

1. Выпускные балы. Как правило, «бальные традиции» (вальс, символическое открытие бала «главной» парой и т.п.) ограничиваются первыми минутами праздничного вечера, затем все переходит в обычную молодежную дискотеку. Через этот бал проходят все. 

2. Новогодние балы. Сохраняют традиции маскарадов. Доступны любому желающему.

Наиболее приближены к старому идеалу семейные Новогодние и Рождественские Балы в старинной русской усадьбе (проходят ежегодно в Государственном музее А.С.Пушкина). Там учат танцевать, общаться, показывают театрализованные представления, проводят различные игры. То есть, стараются сделать все то, что делалось на балах позапрошлого столетия. Плюсом таких вечеров является то, что бальная традиция вышла в люди, бал доступен широкому кругу родителей и детей. И главное, что делают организаторы подобных праздников - возрождают традицию.

3. Балы «по случаю». Степень традиционности зависит, прежде всего, от организаторов, целевой аудитории, материальных возможностей. Наблюдается тенденция возрождения балов, максимально приближенных к традиционным в среде научной и творческой интеллигенции. В этом случае можно говорить о том, что возрождается и принцип сословности. Участие в подобных балах – знак принадлежности к определенному социальному слою.

4. Банкеты, включающие в себя элементы бала.  В среде «новых русских» и их преемников встречаются праздники, которые по богатству оформления зала, чёткой сословности, богатству нарядов и некоторым прочим признакам можно отнести к наследникам традиционного бала. Однако, если в балах на первом месте – танец и общение, то в данном варианте – банкет и демонстрация роскоши. Участие в подобных балах – признак высокого материального достатка.

5. Возрожденные традиционные балы («Венский бал»). Максимально сохраняют традиции бала. Отбор участников, от которых требуются довольно серьезные материальные затраты, танцевальная подготовка, знание этикета, достаточно придирчив. Участие в таких балах – признак элитарности.

Например, 6 июня, в день рождения А. С. Пушкина в Москве проходит Венский бал, организованный австрийским посольством с учетом российских реалий. 

На венских балах не принято роскошное угощение. Едят там достаточно скромно. Очень распространенной едой являются различные супчики: суп-гуляш, картофельный, из фасоли, а также сосиски. Употребление спиртных напитков на балах в Вене тоже весьма умеренное. Для подготовки Венского бала в Москве приезжает, лучший шеф-повар австрийской столицы.

В России нас не принято много танцевать, поэтому для московских Венских балов готовится специальная, гораздо более обширная, чем в австрийской столице, концертная программа. Приглашаются оперные знаменитости, В период проведения первых балов московская публика не была полностью готова к бальным танцам. Значительная часть гостей предпочитала сидеть и смотреть, как танцуют другие. В последнее время, когда появилось много школ бальных танцев, количество танцующих существенно увеличилось. И Бальный комитет это очень радует.

Еще одна особенность, с которой столкнулись устроители Венского бала, — это открытое пространство московского Манежа. У нас в Вене, говорит, Элизабет, таких помещений просто нет. Балы проходят в более камерной обстановке. Поэтому надо было так обустроить Манеж, так по-умному декорировать помещение, чтобы всем было прежде всего уютно и комфортно.

е) Театрализованные (ролевые) балы. Проводятся энтузиастами, по сути воссоздающими определенную эпоху. Требуют не только танцевальной, но и серьезной культурологической подготовки. Становятся все более популярными среди молодежи, которую привлекает красота костюмов и манер, возможность «вырваться из повседневности». Такие балы отличаются повышенной торжественностью, классическим набором танцев и более строгим этикетом. Организаторами предусматривается строжайший дресс-код: для танцоров: костюмы исторические по крою, либо реконструированные по времени, приемлемы сказочные костюмы, схожие с реконструкторскими. Запрещаются джинсы, камуфляж, готическая и подобного рода одежда. Для танцующих дам обувь должна быть без каблуков-шпилек (низкий каблук или балетки). Участие в подобных балах – признак стремления к аристократичности.

Сложилось, что, таким образом, бальные танцы отделились от балов. Для обучения им требуется достаточно много времени и материальных затрат (на оплату групповых и индивидуальных занятий, костюмы, поездки). Поэтому занятия бальными танцами –  прерогатива людей с достатком выше среднего. Дети, занимающиеся в школах бальных танцев, находятся среди себе подобных представителей «приличных» семей, что является для родителей немаловажным фактором. В отличие от относительно общедоступных школ рисования или музыки, занятия бальными танцами (как и фигурным катанием, верховой ездой) придают ребенку оттенок элитарности. Дополнительным стимулом является то, что в европейских странах владение основными бальными танцами (в частности, вальсу) является необходимым для каждого выпускника колледжа.

Обучение танцам осуществляется в специальных школах профессиональными танцорами. Лучшие из учеников, при условии наличия соответствующих материальных ресурсов, получают возможность регулярно принимать участие в соревнованиях.