Для участия в современных балах требования к костюму оговариваются устроителями бала. Как правило, это вечернее платье для женщин и строгий костюм для мужчин. Иногда оговариваются требования и к обуви (в том случае, если устроители арендуют старинное помещение, они могут предупредить, что в зал не допускаются женщины на шпильках).  Украшения женщина выбирает по вкусу и возможностям. Иногда устроители элитных балов (например, Венского) могут особо оговорить обязательность использования украшений с бриллиантами или парюр.

Для участников соревнований по бальным танцам требования оговариваются в специальных документах.

Под танцевальным костюмом в этом случае понимается специально скроенная верхняя одежда, с учетом того, что она применяется на публичном спортивном мероприятии и потому должна отвечать общественным морально-эстетическим нормам, обеспечивать свободу движений, соответствовать стилю и характеру исполняемой программы (стандарт /латина), возрасту спортсмена (дети, юниоры, молодежь, взрослые). Собственно, костюм - различные предметы верхней одежды и отдельные предметы нижнего белья (носки, колготы, трусы, нижняя часть боди), открывающиеся для обозрения публики в ходе соревнования.

В отделке костюма применяются аппликации из ткани другой фактуры и иных материалов; вышивки, воланов, рюш, жабо; шнуров, бахромы; пуха и перьев страуса, марабу и других экзотических птиц, а также меха животных в виде боа и в ином другом виде; блесток, камней, пуговиц, бисера, стекляруса; заклепок, блях; искусственные и живые цветы, иные растения и плоды и т.п. Допускаются аксессуары - головной убор, повязка на голову, галстук, косынка, шаль, шарф, кашне, платок, перчатки, ремень, пояс, кушак, подтяжки, запонки и т.п. Обувь - специальные мужские и женские туфли, босоножки.

Особо оговаривается, степень обнаженности тела партнерши и запрет на использование вна определенных участках тканей телесного цвета, прозрачных или сетчатых.

В качестве украшений применяется различная бижутерия: диадемы, декоративные гребни и заколки для волос; серьги, клипсы; нашейные подвески, кулоны, ожерелья, цепочки и колье; броши и заколки; браслеты, часы, кольца, перстни и прочее. Поскольку современные бальные танцы ориентированы на зрителя и над участниками довлеет необходимость привлечь к себе особое внимание, то украшения становятся отчетливо декоративными, крупными и яркими, хорошо играющими на свету.  Классические ожерелья и фермуары превращаются в крупные нашейные украшения, которые составляют комплект с танцевальным платьем. Богатый выбор разнообразных стразов позволяет подобрать практически любые оттенки. В комплект украшений могут входить и браслеты, наколки в прическу, танцевальные перчатки (потомки бальных микиток), а также разнообразные декоративные украшения, не имеющие аналогов в бальной истории (декоративные элементы, прикрепляемые на декольтированную спину и т.п.). Не допускается использовать украшение, в состав которого входит традиционное или стилизованное изображение атрибутов или элементов атрибутов религиозных культов и конфессий. У партнера знаки принадлежности к той или иной конфессии должны находиться под костюмом.

Макияж также становится отчетливо декоративным, ярким, с применением большого количества блесток.  Прически достаточно разнообразны,  применяются не только стрижка и укладка собственных волос, но и накладные парики, шиньоны, букли и т.п. Здесь также используется большое количество косметических и декоративных средств, делающих прическу одновременно более устойчивой и в то же время более яркой.

Как дань времени, особо оговаривается возможность размещения на костюме рекламы спонсора (только одной, не более 40 см2, с размещением  на передней левой верхней части костюма или на левом рукаве партнера).

На рейтинговых конкурсах, чемпионатах и первенствах смена костюма в течение одного тура не разрешается, за исключением случая, когда костюм испорчен. В этом случае необходимо получить разрешение Главного судьи на замену костюма.

Мода в танцевальном мире меняется часто. Создание модного, современного танцевального костюма требует не только вкуса и умения обращаться со швейной машинкой, но и навыков, опыта, знания специфичных технологий изготовления, умения работать со специальными тканями и материалами. Поэтому настоящие бальные костюмы всегда являются авторскими и стоят очень дорого.

Например, с 2006 г. в костюмах для Стандарта характерен образ облака, ветра, воздуха, что-то летящее и развевающееся, создающее объем, подчеркивающее скорость. В платьях присутствуют легкие широкие шифоновые юбки, большое количество всевозможных палантинов, шарфов, широких рукавов, которые развеваются в движении и зрительно усиливают его. Платье более объемное, но легкое, подчеркивает широкую амплитуду движения. Такой образ в стандарте смотрится очень красиво - пара как будто летит над паркетом. Вероятно, что этот образ продержится довольно долго, столь хорошо он поддерживает и соответствует самой сути танцевания.

Используются чистые, локальные цвета или наоборот, сложные необычные оттенки, они всегда обращают на себя внимание. В последнее время наиболее популярными были пастельные, нежные цвета, они сохранятся и в будущем, но неизбежно им на смену придут и более сочные, насыщенные цвета. Если используется комбинация цветов, то желательно чтобы цвета, тона или оттенки были родственными и плавно перетекали из одного в другой.  Стразов Swarovski используется или очень много (10 тысяч для платья не редкость, а скорее норма) или очень мало. Интересно смотрится дизайн, когда цвета камней переливаются из одного в другой через несколько промежуточных цветов или, когда на платье одного цвета используют камни противоположного цвета. С другой стороны, полностью матовые без блеска платья, когда камни сконцентрированы только в одном ярком декоративном узле, тоже очень хороши. Все больше появляется в отделке жемчуга.

Костюмы для латиноамериканских танцев требуют смелых, нетривиальных решений. Платье должно быть образное, дерзкое, ярко индивидуальное, отделка - разнообразной. Применяется больше декоративных элементов, таких как оборки, воланы, бахрома, стеклярус, кружево, отделка пером и объёмными декоративными элементами. Главное - костюм должен быть стильным, острым, необычным, это и можно назвать основной тенденцией моды.

Основные стили:

  • Элегантный
  • Ориентальный
  • Стиль «Чикаго» - прямой многоярусный силуэт с бахромой, подвесками и т.д.
  • «Мулен Руж» - яркие, корсетные платья
  • «Вамп» - короткие черные платья с черными колготками и черной или красной обувью
  • «Кубинский»

Должен быть продуман цвет волос и стиль причёски партнёра и партнёрши. Интересно, например, когда цвет волос партнёрши практически цвета платья или наоборот - контрастирует. В любом случае, он должен быть со сценическим оттенком, более насыщенным, чем в обычной жизни. Приветствуются цветные и блестящие лаки. И, конечно, макияж тоже должен поддерживать выбранный образ. Он может быть более агрессивным или нежным. Цвет теней не обязательно должен быть цвета платья, но он должен быть в одном колорите с ним. Цвет помады также должен сочетаться с цветом платья и с цветом лака для ногтей. Главное - ничего не должно делаться автоматически - все, от цвета волос до маникюра должно соответствовать друг другу и выбранному образу. И, конечно, образ партнера должен сочетаться со стилем партнерши. Они должны выгодно дополнять друг друга, пара должна смотреться в целом.